Авторы

Чичерин Борис Николаевич

Чичерин Борис Николаевич

(1828 1904)

Философ, теоретик государства и права. По своим взглядам принад­ле­жал к сторонникам правого гегель­ян­ства, выступая как против пози­ти­виз­ма, так и против мистических и те­ократических идей ® В. Соловь­е­ва. Логика, по мнению Чичерина, есть „первая и основная наука”, а законы разума тождественны за­ко­нам внешнего мира. Мыслящий че­ло­век создает лишь образы вещей, однако в логике разума выражается то единство, которое лежит в ос­но­ва­нии явлений. Существенной кор­рек­ту­рой философии Гегеля явилась за­ме­на диалектической триады (тезис ан­титезис синтез) четырехчленной формулой (единство отношение/со­че­тание множество). Отвлеченно, общее начало философии односто­рон­няя ступень развития мысли, стре­мящейся к обретению конкрет­но­го единства в религии; религия дол­жна быть поставлена выше фи­ло­со­фии. Если абсолютным началом в человеке является разум, то абсолют­ное объективное начало бытия есть Бог.

По общественно-философским, пра­­вовым, экономическим и поли­ти­чес­ким взглядам Чичерин может быть причислен к либералам. Кра­е­у­голь­ным камнем общественного ус­тройства, по его мнению, есть лич­ность, а деятельность общества опре­де­ляется разумом и волей единиц, вхо­дящих в его состав. Важнейшим свойством личности является разум, позволяющий познавать общие на­ча­ла бытия и носящий в себе сознание аб­солютного. Из этой способности как необходимое следствие вытекает внутренняя свобода человека, за­клю­ча­ющая в себе в нравственном плане равную возможность выбрать как доб­ро, так и зло. Полнота внут­рен­ней ® свободы должна быть обес­пе­че­на наличием свободы внешней. По­­с­лед­няя имеет, однако, свои гра­ницы, поскольку человек живет в об­ще­стве. Границы эти определяются ® правом, которое есть взаимное ог­ра­ничение свободы под общим за­ко­ном. Источник права состоит не в са­мо­довлеющем законе, а в необ­хо­ди­мо­сти обеспечить человеку по воз­мож­ности широкую внешнюю сво­бо­ду. Сущность общественного раз­ви­тия состоит в постепенном осуще­ст­вле­нии внутренней природы ин­ди­ви­да, а следовательно в постепенной ли­берализации права. Коренным юри­дическим началом, устанавли­ва­ю­щим полновластие лица над ве­щью, является право собственности. Че­ловечество развивается в направ­ле­нии не к стеснению этого права, а к его расширению. Поэтому уравни­тель­ное распределение соб­ствен­но­с­ти, предлагаемое социалистами, про­тиворечит свободе. Задача права не бороться с имущественным нера­вен­ством и индивидуализмом (такая борьба была бы направлена против свободы), а препятствовать переходу естественного неравенства в неравен­ство юридическое.

Для полнейшего осуществления ин­дивидуальной воли человек всту­па­ет в различные общественные сою­зы. Первую ступень общежития сос­тав­ляет семья, вторую церковь, граж­данское общество как „со­во­куп­ность частных отношений” и го­су­дар­ство. Последнее зависит от об­ще­с­­тва; вся область материальной и ду­хов­ной деятельности человека лежит вне его. Государство есть союз сво­бод­ного народа как юридического це­лого, управляемого верховной вла­с­тью для общего блага. Оно не толь­ко обеспечивает относительную гар­мо­нию частных интересов граждан, но и направляет общество по пути к общему благу. Идеалом государства была для Чичерина конституционная монархия, осуществляющая либе­раль­­ные реформы. Он был энту­зи­ас­том реформ ® Александра II и рез­ким критиком как политического ра­ди­кализма ® А. Герцена, так и ох­ра­ни­тельства ® М. Каткова. Правовые и политические идеи Чичерина ока­за­ли влияние на программу консти­ту­ционных демократов.


Опыты по истории, Москва 1858.

Опыты по истории русского права, Москва 1858.

Очерки Англии и Франции, Москва 1859.

Несколько современных вопросов, Мос­ква 1861.

Мистицизм в науке, Москва 1880.

Собственность и государство, Мос­ква 18821883.

Положительная философия и един­ство науки, Москва 1892.

Основания логики и метафизики, Москва 1894.

Курс государственной науки, ч. 1- 3, Москва 18941898.

Польский и еврейский вопросы, Berlin 1899.

Философия права, Москва 1900.

Наука и религия, Москва 1901.

Вопросы политики, Москва 1903.

Вопросы философии, Москва 1904.

Система химических элементов, Москва 1911.

Воспоминания [т. 1-4], Москва 1929 1934 [1993].

&

Абрамов А., Обоснование ме­та­физики в русском консерва­тивном гегельянстве (К характеристике фи­ло­соф­ских взглядов Б. Н. Чичерина), // Социальная философия в России в XIX веке, Москва 1985.

Балыкина И., Спор И. С. Тур­генева с Б. Н. Чичериным о народе, дворянстве и российской государ­ст­вен­ности в романе „Дворянское гнез­до”, // Российская государственность: этапы становления и развития, ч. 2, Кострома 1993.

Галактионов А., Ни­кан­­­д­ров П., Русская философия IXXIX веков, Ленинград 1970.

Зорькин В, Из истории бур­жу­азно-либеральной политической мыс­­ли России второй половины XIX – начала XX века (Б. Н. Чичерин), Москва 1975.

Исаев И., Политико-правовая утопия в России: конец XIX – начало XX вв., Москва 1991.

Медушевский А., Гегель и государственная школа русской исто­ри­ографии // Россия и Германия. Опыт философского диалога, Москва 1993.

Поляков А., Либеральный кон­серватизм Б. Н. Чичерина, „Известия вузов. Правоведение” 1993, № 5.

Чижевский Д., Гегель в Рос­сии, Paris 1939.

Чествование памяти Б. Н. Чиче­рина в Славянском клубе в Кракове 28 февраля 1904 года, Kraków 1905.

Чичерин Б. Н. и традиции русской социологии. Материалы межвузов­ской научной конференции, Тамбов 1993

Benson S., The Conservative Libe­­­ra­lism of Boris Chicherin, Berlin 1975.

Grujić P., Čičerin, Plechanov und Lenin: Studien zur Geschichte des Hegel­ianismus in Russland, München 1985.

Gurwitsch G., Die zwei größten russischen Rechtsphilosophen. Boris Tschi­­­tscherin und Wladimir Solowjew, // „Philosophie und Recht”. Sonderheft: Rus­sische Rechtsphilosophie, Osterwieck-Harz 1922/1923, Heft 2.

Hamburg G., Boris Chicherin and Early Russian Liberalism, 1828 1866, Stanford (California) 1992.

Jakovenko B., Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag 1940.

Offord D., Portraits of Early Russian Liberals. A Study of the Thought of T. Granovsky, V. Botkin, A. Druzhinin and K. Kavelin, Cambridge 1985.

Raeff M., The Well-Ordered Police State. Social and Institutional Change through Law in the Germanies and Russia, 1600–1800, London 1983.

Walicki A., A History of Russian Thought from the Enlightenment to Marx­ism, Oxford 1980 [Warszawa 1973]; Legal Philosophies of Rus­sian Liberalism, Oxford 1987; Filo­zo­fia prawa rosyjskiego liberalizmu, War­sza­wa 1995.

Wortman R., The Development of Russian Legal Consciousness, Chicago and London 1976.

Zdziechowski M., Filozofia Cziczerina, „Świat Słowiański” 1907, t. I.


Статьи по теме:


Возврат к списку

© РХГА, 2007-2008 гг.