А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Я « Все 

«Я»

1) Грамматическое самоназвание субъекта; 2) субстрат внутренней личности с презумпцией уникального самосознания и диалогического партнерства (в отличие от овнешненного социализованного индивидуума, почти целиком редуцированного в «мы»). «Я» в истории философии обычно маркируется терминами психосоматических и объект–субъектных контрагентов. Обратной стороной положительного опыта, накопленного в ходе изучения их взаимосвязей, впечатляюще выглядит хроническое неведение отечественной гуманитарной науки относительно психологических, ментальных и металогических реальностей «я». За ним было признано свойство неверифицируемого объекта, неудержимого в зоне хозяина «я» и сохраняющего в самом центре объектного внимания исследователя деформирующую объект позицию (само)наблюдателя. По этой причине имена некоторых наук о «я» (мифология, психология, история) принадлежат одновременно и языку объекта, и метаязыку его описания, что превращает научную персонологию и феноменологию «я» в рефлексию на тему: «как я отношусь к проблеме “я”».

ЯЗЫК
- сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления Я. выполняет в системе общества такие функции, как 1) экспрессивная; 2) сигнификативная; 3) когнитивная; 4) информационно-трансляционная; 5) коммуникативная.

ЭТИКА
(греч. ethos - нрав, обычай, привычка) - проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской). Для современной Э. характерен активный процесс взаимообогащения в русле диалога культур рубежа второго тысячелетия, однако, неизменной остается главная тема - рассуждения о природе морали, - и основной вопрос: что я должен делать?

ЭСТЕТИКА

— часть философии, традиционно соотносимая со сферой чувственного знания; в этом смысле у Канта она определяется как наука о «правилах чувственности вообще». В логике Вольфа наряду с познанием разумом, стремящимся к истине, предполагалось «смутное чувственное познание», совершенство к-рого есть красота.

ЭСТЕТИЗМ

1) Перенос явлений искусства на бытовую реальность; 2) восприятие исторически актуальной действительности как эстетического артефакта; 3) cамоорганизация биографии как художественного произведения. Термин «Э.» широко употребляется в негативном оценочном смысле, когда имеется в виду Э. ренессансного типа, чреватый ложной героизацией «я», гиперсемиотизацией реальности (она «читается» как текст символический или разгадывается как энигматический), кризисом общения, страхом перед жизнью. Романтический Э. превращает жизнь в «роман», а реальных людей – в его «персонажей» (см. театрализованно–«литургический» культ «прекрасных дам» в среде немецких романтиков и русских символистов). Итог этой разновидности эстетизма – профанация Эроса, превращение его в эротофагию (Ф. Степун). Таков и ницшеанский Э., в кот. окончательно разведены этическое и эстетическое: первое обращено в амбивалентно–циническое самоосмеяние–величание, а второе – в неведающую собственной альтернативы самодовлеющую «красоту» (т.е. красоту силы, витальной цепкости, онтологического упрямства).

ЭРОС

древнейшая созидающая сила в классич. антич. мифологии и эзотерич. культах, источник влечения и порождения. В «Теогонии» Гесиода утверждается, что Э. причастен к исходному пункту праистории. Первоначально мыслился и изображался как нечто внеиндивидуальное и неопределенное и лишь в эпоху эллинизма превратился в шаловливого сына Афродиты.

ЭНТЕЛЕХИЯ

(от греч. – entelecheia букв. "нахождение в состоянии осуществленности") – понятие, сконструированное Аристотелем для обозначения актуальной действительности предмета. Часто отождествляется с понятием "энергии" (Фома Аквинский переводил и то, и другое как "акт") или отличается от последнего как конечный результат становления. Между тем, Э. Указывает не только на факт завершения актуализации, но и на наличие целеполагания в самом генезисе. Это не просто граница процесса становления, она присутствует в нем как цель, осмысляя его и являясь конечной причиной движения. Э. – свечение будущего в настоящем. Именно т.о. следует понимать указание Аристотеля на то, что умозрение, т.е. необусловленное мышление, является Э. Знания. Сказать, что знание имеет результатом умозрение, недостаточно. Без присутствия необусловленного мышления оно вообще невозможно, ибо именнол умозрение – источник интеллектуальной деятельности. Э. Мира – Перводвигатель, но это означает, что она является еще и принципом цельности Космоса, символом единства космич. Деятельности. Отсюда в араб. Перипатетизме возникла идея всеобщей симпатии, от к-рой остается один шаг до пантеистич. Взгляда на мир. В неоплатонизме Э. Означает наличие "возвращающей", восходящей ветви в мировом процессе, а потому является противоположностью "эманации". В Нов. Время интерес к понятию Э. Возродился у Лейбница.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ РУССКИЙ


ЭКЗИСТЕНЦИАЛ

Форма духовного познания, наиб. сложная для понятийного выражения. Как символ есть чувствование духа, а смысл выражает восприятие его мыслью, так Э. связан с волевой формой гностич. опыта. Э. сложно ощущать даже символически (напр., свободу, страх). Их можно только пережить, победа над страхом смерти есть событие самоочевидное внутри субъекта, но для не пережившего ее др. субъекта она есть только субъективное самоощущение другого. В этом плане философия свободы возможна не как размышление о ней, а как мышление о свободе. Отсюда — у Бердяева различение экзистенциализма как определенного идейного течения и эк-зистенциального философствования, к типу к-рого он причислял свою метафизику, противопоставляя себя зап. мыслителям, в частности, Хайдеггеру. Сам термин Э. был введен последним для отличения формы своего философствования от традиц. катего-рий к-рые соединяют уже р анее умерщвленную разделением на субъект и объект реальность и потому не могут описывать личный экзистенциальный опыт. Хотя поздний Хайдеггер отказался от идеи системы Э. и избегал самого термина, осознание потребности создания неклассич. форм философствования стимулировало творчество в этой области как в Европе, так и в России.

ЭЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Термин, применяющийся для идентификации совокупности филос. учений, а также (в более широком смысле) духовно-родственных им литературных и иных художественных течений, строй категорий, символов и образов к-рых группируется вокруг понятия "экзистенция", явно или неявно принимаемого в кач-ве центрального. Происхождение Э. принято вести от иррационализма и агностицизма С. Киркегора с его критикой абсолютизации и онтологизации разума и всеобщего (ом. Рационализм, Панлогизм), хотя самого дат. мыслителя в составе Э. включают не всегда. Теорети¬ческими источниками Э. считаются феноменология (Э. Гуссерль) и философия жизни. Отмечается значительное идейное влияние Ф Достоевского. Классич. образцами Э. признаны филос. концепции Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, (атеистич. Э.), К. Ясперва, Г. Марселя (религ. Э), лит. творчество А. Камю, идеи Ортаги-и-Гассета. В широком смысле экзистенциальная философия (проза, поэзия, иск-во, теология и т.д.) - такое сознание, к-рое ориентировано на раскрытие смысла чел. жизни в его предельном измерении, т.е. в сопряжении с такими реалиями, как абсурд, смерть, свобода, одиночество и т.п.

ШЕЛЛИНГИАНСТВО РУССКОЕ

Самостоятельное филос. направление 19 в., гл. теоретич. источником к-рого служили идеи молодого Шеллинга (Ш.). Учение Ш. проникло в Россию через приглашенных из Германии в рус. ун-ты проф. философии, а также через русских, учащихся за границей. Интерес к Ш. в России объяснялся рядом причин: политич. обстоятельствами (нем. влияние противопоставлялось идеологии фр. просветительства, скомпрометированной в глазах об-ва Великой французской революцией), запросами науки (успехи естествознания требовали филос. осмысления), рядом особенностей самого учения. В развитии Ш. р. можно выделить ряд этапов. Первый — нач. 19 в. —сер. 1820-х гг. — связан с разработкой натурфилосо-фии и онтологич. проблематики. Его главные представители — Велланский и Павлов. Второй этап — время расцвета Ш.р. Он характеризуется перемещением интереса в область философии духа и связан с именами Галича, Надеждина, Станкевича, дея-тельностью «Об-ва любомудрия». В эти годы выходили шеллинг. ж. «Атеней», «Мне-мозина», «Московский наблюдатель». Многослойность системы Ш.р. служила свое-образным идейным перекрестком. Интерпретируя идеи нем. мыслителя рус. шеллин-гианцы расходились порой на враждебные позиции (так, из кружка Станкевича вы-шли, с одн. ст., Белинский и Бакунин, с др. — К. Аксаков и Самарин). Этому немало способствовало антидогматич. начало в филос. построениях Ш. На рубеже 1830—40-х гг. Ш.р. в первозданном виде фактически исчезло, дав толчок развитию мн. направле-ний рус. обществ. мысли.

ШЕЛЛИНГИАНСТВО РУССКОЕ

Самостоятельное филос. направление 19 в., гл. теоретич. источником к-рого служили идеи молодого Шеллинга (Ш.). Учение Ш. проникло в Россию через приглашенных из Германии в рус. ун-ты проф. философии, а также через русских, учащихся за границей. Интерес к Ш. в России объяснялся рядом причин: политич. обстоятельствами (нем. влияние противопоставлялось идеологии фр. просветительства, скомпрометированной в глазах об-ва Великой французской революцией), запросами науки (успехи естествознания требовали филос. осмысления), рядом особенностей самого учения. В развитии Ш. р. можно выделить ряд этапов. Первый — нач. 19 в. —сер. 1820-х гг. — связан с разработкой натурфилосо-фии и онтологич. проблематики. Его главные представители — Велланский и Павлов. Второй этап — время расцвета Ш.р. Он характеризуется перемещением интереса в область философии духа и связан с именами Галича, Надеждина, Станкевича, дея-тельностью «Об-ва любомудрия». В эти годы выходили шеллинг. ж. «Атеней», «Мне-мозина», «Московский наблюдатель». Многослойность системы Ш.р. служила свое-образным идейным перекрестком. Интерпретируя идеи нем. мыслителя рус. шеллин-гианцы расходились порой на враждебные позиции (так, из кружка Станкевича вы-шли, с одн. ст., Белинский и Бакунин, с др. — К. Аксаков и Самарин). Этому немало способствовало антидогматич. начало в филос. построениях Ш. На рубеже 1830—40-х гг. Ш.р. в первозданном виде фактически исчезло, дав толчок развитию мн. направле-ний рус. обществ. мысли.

ЧЕЛОВЕК

- фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. - это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч. - это в известном смысле все" (Шелер). В рамках истории философии Ч. традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Понятие, используемое в разл. областях знания и, как следствие, употребляемое в нескольких значениях. 1. В самом широком смысле, включая обыд. словоупотребление, Ц. — синоним культуры, т.е. мир человека, созданный им, возвышающийся над природой и отличный от божеств. (сверхест.) бытия. 2. В более узком значении культура в ее матер.-технич. аспекте (структура собственности, государственность, пром-сть), к-рые принято отличать от иск-ва, философии, лит-ры и т.п., как «духовной культуры». 3. Ступень в развитии человечества, следующая за варварством (в теории Моргана наполняется точным науч. содержанием, однако в быт. словоупотреблении противопоставление Ц. и дикости трактуется широко). 4. В философии культуры и истории (Данилевский, Шпенглер, Тойнби), историософии (Бердяев, Федотов) — ступень и состояние в развитии всякой культуры (культ.-историч. типа).

ЦЕННОСТЬ

1. Значимый для человека в том или ином отношении объект (ценный объект). 2. Переживание человеком значимости ценного для него объекта.

ФУТУРОЛОГИЯ

- обобщенное название концепций о будущем человечества; в узком значении - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов и явлений (в этом смысле Ф. синонимична прогнозированию и прогностике). Термин "Ф." был предложен немецким социологом О. Флехтхеймом как название "философии будущего", альтернативной всем предшествовавшим социальным учениям. В этом значении термин не получил распространения. С начала 1960-х под Ф. понималась "наука о будущем", "история будущего", ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных.

ФРЕЙДИЗМ

общее обозначение учения Фрейда (1856—1939), а также разл. школ и течений, стремящихся применить психоанализ для объяснения явлений обществ. жизни, культуры, творчества.

ФИЛОСОФСКАЯ РЕЛИГИЯ

Одно из наиболее интересных духовных явлений античности.Первыми представителями ее можно назвать стоиков Панэтия и Посидония (Панэтий ввел данный термин, противоставляя философскую религию суеверию народных масс и гражданскому долгу религии государственной), но сближение вплоть до совпадения философствования с религиозным опытом прямым текстом происходит только в устах стоика Бальба, участника Цицеронова диалога "О природе богов". Здесь религия оказывается благочестивым размышлением, постоянным возвращением к вопросу о божественной природе в отличие от поверхностного и общераспространенного суеверия . В дальнейшем эта тема будет развиваться все более подробно. Ритор и философ II века Максим Тирский в речи "О том, следует ли молиться", сформулировал этот принцип наиболее четко: "Да ведь и Пифагор молился, и Платон, и любой философ, избранный богами. Но ты ведь полагаешь, что философ просит в молитве о недостающих благах, я же уверен, что он общается с богами об имеющемся у него, являя свою добродетель". Философствование на рубеже "века Плотина" начинает пониматься, как культ; оно угодно богам, поскольку природа первичного умопостигаема: здесь форма почитания соответствует объекту веры. Несмотря на то, что некоторые из неоплатоников — на-пример, Ямвлих в трактате "О египетских мистериях", — возражали против чрезмерных претензий разума на самостоятельное восхождение к Богу, против чрезмерной рациона-лизации теургии и истолкований древних мифов, в целом неоплатонизм будет именно "философской религией". И Плотин, и Прокл, и Дамаский станут уверять, что именно философствование показывает нам лик истинной религиозности.

ФИЛОСОФИЯ СОВЕТСКАЯ

Филос. культура сов. периода, сложившаяся с сер. 1920-х до нач. 1990-х гг. Ф.С. неоднородна. Наиб. известна официозная Ф.с. — вульгаризированная и канонизированная «марксистско-ленинская философия» (диалектич. и историч. материализм). Ее осн. содержательные принципы: материалистич. монизм, теория познания как отражения материальной действительности сознанием, определяющая роль практики и социальной среды, «законы диалектики» (борьбы и единства противоположностей, отрицание отрицания, перехода колич. изменений в качественные, соотношения формы и содержания и т.п.). Это исключительно целостное концептуальное образование единства материализма, рационализма и утопизма, взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих друг друга. Ф.с. вос-производится в уч. заведениях при подготовке научн. работника (экзамен при сдаче «канд. минимума»), в идеологич. контроле.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

- область философии, сформулированная как самостоят. концепция (Шпенглер) либо как аспект доктрины Ге­гель), вырастающая из стремления понять логику, закономерности или смысл историч. процесса, по крайней мере, найти правдоподоб­ную филос. интерпретацию для него. Термин Ф. и. впервые употребил Вольтер для обозначения универсального историч. обозрения чел. культуры. Статус спец. дисциплины, призванной ответить на вопрос, существуют ли неизменнные законы развития чел. об-ва, и если да, то каковы они. Ф.и. впервые получает в соч. Гердера "Идеи и философии истории человечества" (т. 1-4, 1784-91).

 
© РХГА, 2007-2008 гг.