АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТ «противохристос», в христианском вероучении противник Иисуса Христа, который явится в конце времён и воз­главит- борьбу против Христа, но будет Им побеждён. Уже ветхозаветная эсха-тологъя связывала с приближением конечной победы Господа особенно тяжё­лые испытания и выступление ожесточённейшего из врагов (роль Гога в книге Иезекииля), в триумфе над которым сила Господа обнаружится над всем миром. Для складывания образа «противника Бога» важен был опыт эпохи Маккавеев, когда иудеи увидели в лице эллинистического царя Антиоха Эпифана (2 в. до н. э.) сознательного врага своей религии. В Новом Завете А. — это «человек гре­ха», воплощающий в себе абсолютное отрицание заповедей Бога (2 Фесе. 11,3 и 7). «Кто же он такой? — спрашивает византийский толкователь этого места Нового Завета Феофилакт Болгарский (11 — нач. 12 вв.). — Не сатана ли? Нет, но некий человек, принявший всю его силу». А. — посланник сатаны, дейст­вует по его наущению. Царство А. — царство морального зла, где «люди будут себялюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, непослушны роди­телям, неблагодарны, нечестивы, немилостивы, неверны слову, клеветники, невоздержны, безжалостны, чужды любви к добру, предатели, наглы, на­пыщенны, любящие наслаждение больше Бога» (2 Тим. 3, 2—4). А. воплоща­ет в себе абсолютное отрицание христианской веры, прихода во плоти Иисуса Христа (1 Ио. 4, 3; 2 Ио. 1, 7). Всякий отрицатель телесной реальности вопло­щения Логоса условно назван в Новом Завете «А.» по своей мистической свя­зи с эсхатологическим явлением А. Этот А. — космический узурпатор и само­званец, носящий маску Христа, Которого отрицает; он стремится занять место Христа, быть за Него принятым. Роль А. как «лжеца» реализуется и в его ли­цемерии, имитирующем добродетель Христа, и в его ложном чудотворстве, имитирующем чудеса Христа. Если дьявол, по средневековому выражению, — «обезьяна Бога», то А. — «обезьяна Христа», Его фальшивый двойник. (Ико­нографическая традиция изображения А., давшая на рубеже 15 и 16 вв. фрес­ки Л. Синьорелли в соборе итальянского города Орвието, максимально при­ближает его облик к облику Христа, в то же время наделяя его горделивым, унылым и неуверенным выражением.) По евангельскому изречению, А. «при­дет во имя своё» (Ио. 5, 43), его самоутверждение — последовательная негация Самоотречения Христа: если Христос в «земной жизни» добровольно от­казался от божественного сана, Ему принадлежащего, то А. хищнически при­своит этот сан, ему не принадлежащий, «в храме Божием сядет он, как Бог, вы­давая себя за Бога» (2 Фесе. 2, 4). Одни черты сближают его с предвосхищаю­щими его образами лжепророков и чародеев (вроде Симона Мага), другие — с деспотами (вроде Навуходоносора или Антиоха Эпифана). Как и эти деспоты, А- — кровавый гонитель всех «свидетелей» истины, утверждающий свою ложь насилием; он сделает, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13, 15) — в Апокалипсисе, где фигура А. дана особенно ярко, он наиболее отчётливо сохранил черты древней мифологии («зверь, вы­ходящий иа бездны» — 11, 7). В числе его жертв — два «свидетеля» и могуще­ственных чудотворца, которых традиция отождествила с ветхозаветными пра­ведниками Енохом и Илией. Общий срок творимых А. гонений — 42 месяца, т. е. три с половиной года (13, 5), что в зеркальном отражении отвечает про­должительности проповеди Христа. Погубит А. очная встреча с явившимся (Второе Пришествие) Христом 2 Фесе. 2,  . Новозаветный текст даёт «число зверя» — 666 (Откр. 13, 18); обычно это понимается так, что ему должна рав­няться сумма числовых значений еврейских или греческих букв имени А. Уже первые века христианства дали ряд интерпретаций этого числа (напр., «цветущий», ходовое слово императорской пропаганды, «неправедный агнец», т. е. лживая копия Христа-Агнца, и т. д.). Новейшие гипотезы чаще всего связывают число 666 с именами римских импе­раторов Нерона, Домициана.


Статьи по теме:
АД
ИСКУПЛЕНИЕ
СПАСЕНИЕ

Автор:  Исупов Константин Глебович
Ссылки:  Атеизм
Словарь

Возврат к списку



© РХГА, 2007-2008 гг.