А Б В Г Д Е З И К Л М Н П Р С Т У Ф Х Э Все 

ЭГОИЗМА РАЗУМНОГО ТЕОРИЯ

Учение, считающее «правильно понятый и последовательно проводимый эгоизм» единственным принципом морали, исключающим обман, лицемерие и насилие над чел. природой и в то же время обеспечивающим гармоничные взаимоотношения между людьми. Принцип так понимаемого «эгоизма» в след. его редации: я не могу быть счастлив, если другие несчастны (страдают); поэтому, желая счастья для себя, я должен бороться за счастье других людей; когда все люди будут вести себя подобным образом, то наступит эпоха всеобщего счастья, — проповедовали рус. революц. демократы (Чернышевский, Добролюбов и др.).

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Христианский социализм следует отличать от т.н. «социального христианства», под которым понимается некая политика благотворительности, проводимая церковью совместно с государством, но без изменения основ социально-экономического строя, т.е. в рамках капитализма. Далее...

ФАШИЗМ РУССКИЙ
 Русский фащизм — словосочетание, используемое в политической полемике в России для обозначения движений и организаций, пропагандирующих нетерпимость русских граждан по отношению к другим национальностям, и использующих фашистскую символику, а также их идеологии, которую можно определить как фашизм.

УТИЛИТАРИЗМ

(от лат. utilitas — польза, выгода) — 1. Принцип оценки явлений, событий и т. д. с т. зр. их полезности (выгоды) для оценивающего. 2. Направление в этике, считающее пользу основой нравственности.

ТРОЦКИЗМ

Теория социалистической мировой революции, созданная Л. Троцким и продолжаемая до сих пор - в эволю­ционной форме - его сторонниками. Концепцию он сформулировал в 1908 г. на страницах журнала “Przeglqd Socjal-demokratyczny", печатного органа со­циалистической демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Форму выдержанной теории „мировой революции" и связанной с ней тео­рии перманентной революции она приобрела в годы 1929-1930.

ТОЛСТОВСТВО

Общественное течение в России, вызванное к жизни запрещенными цензурой и нелегально распространявшимися философско-религиозными трудами Л. Толстого (Исповедь, В чем моя вера, Критика догматического богословия, Крейцерова соната). Толстовство находит сторонников во всех социальных слоях от народно-сектантской среды до высших общественных классов, становясь убеждением, религией или интеллектуальной модой. Благоприятной средой для распространения толстовства были рационалистические христианские секты штундистов, духоборов, молокан, в которых в результате соединения с идеями толстовства возникают новые течения штундо-толстовцев и духоборов-постников. О распространении сектантства толстовского толка начиная с конца 80 гг. в Харьковской, Воронежской, Курской, Полтавской, Киевской, Екатеринославской губерниях и на Кавказе свидетельствуют ежегодные отчеты обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева. В 1897 г. миссионерский съезд в Казани признал толстовство вредной сектой. Особое распространение получило течение духоборов-постников, которые не признавали государственной власти, уклонялись от исполнения воинской, а также дорожной и подводной повинностей, отказывались платить подати, не признавали частной собственности на землю («Земля, лес и вода — Божьи»). Духоборы подвергались преследованиям правительства, и стараниями толстовцев Д. Хилкова и В. Черткова были переселены на Кипр и в Канаду. Л. Толстой пожертвовал на переселение духоборов гонорар за роман Воскресение.

СОЦИАЛИЗМ

СОЛИДАРИЗМ

(от фр. solidarite — единодушие, солидарность) — соц.-политич. концепция, утверждающая первичным условием существования любого об-ва солидарность его членов. Первым солидаристом считается Пьер Леру (1791–1871), хотя термин С. появился позже, в нач. 1890-х г. Последователи и продолжатели воззрений П. Леру, Л. Бурдуа, Л. Дюги, Э. Дюркгейма, Г. Гинса внедрили идею солидарности в гос.-правовые и социологические проблемы. Для солидаристской концепции характерно стремление из-бежать крайностей как коллективизма, так и индивидуализма.

СОБСТВЕННОСТЬ
Элементы и системы наследуемого хозяйства; экономический вектор модальности; сфера социальных отношений институированная форма сохранения наследства. Наиболее устойчивую традицию сохранило «право естественное»; эта позиция сформулирована героем толстовского «Холстомера» (1863–1885): «Тот, кто про наибольшее число вещей говорит моё, тот считается у них счастливейшим». Автор новеллы, комментатор и переводчик Нового завета, буквально трактует заповедь о раздаче имущества нищим. Голосом «естественного существа», которое выражает у Толстого точку зрения здравого смысла (в иных текстах эта роль отдана ребенку и мужику), писатель, собственник и отрицатель всякой С., включая литературную, разрушает те представления об имущественном праве, на которых стоял весь XVIII и добрая половина XIX в.

СМЕНОВЕХОВСТВО

Политико-идеологическое движение в среде русской эмиграции 1920-х гг., признавшее национальные корни Октябрьской революции, пропагандировавшее отказ от борьбы с советской властью и призывавшее интеллигенцию зарубежья к сотрудничеству с советским режимом в целях его культурного перерождения. С. получило свое название от сборника «Смена вех» (Прага, 1921 г.), который составили статьи А.В.Бобрищева-Пушкина, Ю.В.Ключникова, С.С.Лукьянова, Ю.Н.Потехина, Н.В.Устрялова и С.С.Чахотина. Вокруг сборника объединились люди, пришедшие к сознанию интеллигентской природы революционного переворота, принявшие на свою совесть катастрофу российской государственности и решившие принять вместе с грехом революции и саму революцию, как роковую неизбежность истории. Этим одновременно покаянным и реалистическим состоянием ума определялось ясное отмежевание сменовеховцев от красных, революционных, идей, от белых, контрреволюционных, и от растяжимых религиозно-нравственных пожеланий, высказанных в свое время авторами сборника «Вехи», то есть от всего круга понятий старой русской общественности. В общем и целом подход сменовеховцев можно сформулировать следующим образом.

СМЕНА ВЕХ

Общественно-политическое движе­ние в среде русской эмиграции 20 гг., рожденное под влиянием временной либерализации политики советской власти и введения НЭП-а. Представи­тели движения отмежевывались от идейной платформы веховства (вехи), не разделяя его критического отношения к социалистическому миро­воззрению русской интеллигенции.

Инициатором движения был Н. Устрялов (1890-1938), бывший кадет (конституционные демократы), сотрудник Колчака. Свои новые идеи он выдвинул впервые в книге В борьбе за Россию (1920), но политическим ма­нифестом течения стал сборник Смена вех (Прага, 1921); его основные идеи нашли отражение в одноименном жур­нале (Париж, 1921-1922), в газете „На­кануне" (Берлин, 1922-1924) и в жур­нале „Новая Россия" (Москва, 1922-1926).

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Славянофи́льство — сложившееся в 1830-е—1850-е направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия. Течение возникло в противовес западничеству, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности.

СВОБОДА ВОЛИ (СВОБОДА ВЫБОРА)

(το αυτεξουσιον или το εφ’ήμιν, liberum arbitrium), от времен Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос, который при объективной логической постановке сводится к общему вопросу об истинном отношении между индивидуальным существом и универсальным, или о степени и способе зависимости частичного бытия от всецелого.

РУСЬ / РОССИЯ
Архаическая семантика  слова ‘Русь’ имеет два аспекта: 1) общее имя феодальных государственных образований восточных славян в эпоху средневековья (IX – кон. XVII вв.), именуемые обычно термином «Древняя Русь» (историческая конкретизация – Киевская Русь, Московская Русь); 2) этногеографическое понятие, означающее территорию рассеяния восточнославянских этнических групп в Средние века и сами эти этносы  в целом (конкретизации – Червонная Русь, Малая Русь,  Белая Русь, Великая Русь).  «Малая» и «Великая» Русь не являются самоназваниями; эти имена сочинены греками: до разорения татарами Киевского государства его территория в Константинополе именовалась «Русь» или «Россиа»; в XIV в. галицкий князь Юрий II именовал себя «князем всей Малой Руси»  (Н. П. Ульянов. «Русское и великорусское»,  1967); выражение «Великая Русь» датируется Никоновской патриаршей летописью (втор. пол. XVI в.). Ключевский, опираясь на тексты Константина Багрянородного, видит в слове ‘русь’  властный термин IX–X вв. (славяне как данники руси). 

РУССКАЯ ИДЕЯ

Многоплановое понятие отечеств. философии и до нек-рой степени историософская мифологема о сокровенном смысле бытия России и ее предназначении. Р.и. включает в себя два гл., тесно взаимосвязанных аспекта: 1) идею России и русской нации как метафизич. «архетипа» и «задания», определяющих ее духовно-культурную самобытность; 2) историческую миссию рус. народа как создателя России среди др. народов мира.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ

Представителей рус. интеллигенции и православ. духовенства — открылись в Петербурге 29 нояб. 1901 по инициативе группы литераторов-богоискателей. Впервые мысль об их организации была высказана З. Н. Гиппиус и подхвачена ее мужем Д. С. Мережковским и В. В. Розановым. Проходили Р.-ф.с. в здании Геогр. об-ва. Всего состоялось 22 заседания. Обсуждались темы: «Об отношении церкви к интеллигенции», «Лев Толстой и русская церковь», «Об отношении между церковью и государством», «О свободе совести», «О духе и плоти», «О браке», «О догматическом развитии церкви». Постоянным председателем Р.-ф.с. был еп. Ямбургский Сергий (Страгородский), ректор Петербург. духовной академии (с 1927 — местоблюститель патриарш. престола, в 1944 — патриарх всея Руси). В состав Совета собраний входили также: Мережковский, В. С. Миролюбов (изд. ж. «Жизнь для всех»), Розанов, В. А. Тернавцев (чиновник особ. поручений Св. Синода). Кроме них членами-учредителями были: Гиппиус, Н. М. Минский, Д. В. Философов, А. Н. Бенуа и др. Бывали на заседаниях А. А. Блок, В. Я. Брюсов, С. П. Дягилев, И. Е. Репин и др. 5 апр. 1903 постановлением обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева Р.-ф.с. были закрыты.

ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ

Сформировалось в 1760 гг. Его появление — результат сдвигов, к-рые претерпело обществ. сознание вследствие зарождения элементов буржуазного уклада. П. в России хронологически совпадало с общемировым, но по внутр. социальному генезису было ранним, т. к. носитель идеологии П. в России еще только складывался. Быстрому распр. идей в России способствовала практика просвещенного абсолютизма, облегчившая их пропаганду. Зарубежный опыт позволил ускоренно пройти подготовительные этапы. Рус. просветители не имели возможности бесцензурной публ. своих соч., поэтому их политич. направленность звучала приглушенно по сравнению с Европой. Для рус. П. более характерна разработка общефилос., этич., эстетич. и юридич. проблем. Реконструкция взглядов рус. просветителей затрудняется плохой сохранностью архивного фонда, их наследие дошло до нас в осн. в их прижизненных подцензурных публ. Архивы просветителей, занимавшихся филос. проблематикой, — Аничкова, Десницкого, Козельского, Новикова, Фонвизина — утрачены. Важным компонентом деятельности рус. просветителей была педагогика. Отсутствие легальных общ. ин-тов в России часто толкало их в масонские ложи.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО
литературно-обще­ственное и философское направление 60-х гг. XIX в., представителей к-рого объединяли опре­деленные идейно-философские концепции, взгля­ды на социальное устройство об-ва, науку, искус­ство, политику. Генетически П. восходило к на­правлению "молодой редакции" журн. "Москви­тянин" (1850—1856), осн. его принципы были сформулированы на страницах журн. "Время" (1861 -1863) и "Эпоха" (1864—1865). Во взглядах главных представителей П. (Григорьев, братья М. М. и Ф. М. Достоевские, Страхов) основопо­лагающей была идея о "национальной почве" как основе и форме социального и духовного развития России. "Русское общество должно со­единиться с народной почвой и принять в себя народный элемент", — писал Достоевский. В фи­лософском плане П. было консервативной фор­мой философского романтизма. Григорьев сам называл себя "последним романтиком", боль­шое влияние фр. романтизма (В. Гюго) испытал Достоевский. Три исходные, специфические для романтизма посылки — индивидуум, нация и универсум получили в П. своеобразное раз­витие. Центр философских размышлений был смещен в сторону "национальной почвы", нация осмыслялась как исходный принцип философст­вования.

ПОПУТЧИКИ

Термин имеет три значения. 1. Это обозначение писателей, стремившихся служить идеалам революции или сочувствовавших ей, но в своем миро­созерцании нередко стоявших вне ра­мок социалистической идеологии. Та­кое их название ввел Л. Троцкий в цикле статей, посвященных теме „ли­тература и революция"; в число попут­чиков он включил А. Блока, С. Есени­на, Б. Пильняка, И. Эренбурга. К. Радек в 1934 г. предложил более приемлемое их определение - „беспартийные боль­шевики". 2. Однако термин „попутчик" употреблялся в 1866 г. еще А. Гер­ценом, который полагал, что в буду­щем Россия будет другом и попутчи­ком Соединенных Штатов Америки. 3. На Западе данным термином обозна­чались те писатели и социальные мыс­лители, которые признавали необходи­мость социалистических преобразова­ний в России, но не выступали за мировую революцию, предпочитая „со­циализм в любой" стране, но не в своей собственной. Время от времени они заявляли: хотя русским (или китайцам, или болгарам) нечего терять, когда они приемлют однопартийное правительст­во, мы - англичане, французы, аме­риканцы, немцы - обречены в силу на­шей большей зрелости на признание древних и неотчуждаемых свобод (мысль английского историка идей Д. Коута).

ПОЗИТИВИЗМ РУССКИЙ

Под этим назв. принято объединять воззрения неск. рус. мыслителей, в разное время и по-разному пытавшихся применить принципы позитивизма к условиям России, потребностям ее развития и социального устроения. Первыми своими успехами в России позитивизм был обязан Гегелю. В 1840-х гг. молодые западники, особенно в кружке Н. В. Станкевича, отдавались чтению Гегеля с таким пылом и были при этом настроены так решительно и радикально, что скоро нашли его неприлично реакционным, поспешили обидеться за это на своего недавнего кумира и рады стали всякому слову левой критики его системы, раздавшемуся в Европе. Так, А. И. Герцен обрадовался Фейербаху, М. А. Бакунин и Н. И. Сазонов — Марксу, а Н. П. Огарев и В. П. Боткин — Огюсту Конту.

 
© РХГА, 2007-2008 гг.