начало о сайте авторы словарь библиотека ссылки Новости  
  • Идеи в России
    • Религиозные идеи
    • Философские категории
    • Социально-политические идеи
    • Универсалии культуры

 
 


Форма заявки на обучение в РХГА

 
 
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
 
 
Наш адрес
191023, Санкт-Петербург,
наб. р. Фонтанки, д. 15
тел. (812) 314-35-21
факс (812) 571-30-75
E-mail: info@rhga.ru

Новинки мультимедиа
  • Главная
  • Идеи в России
  • Универсалии культуры
  • АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ
на печать
 

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ

- базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание А. к. составляет типическое в культуре, и в этом отношении А. к. объективны и трансперсональны. Формирование А. к. происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных истор. общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к А. к. отд. индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение А. к. конкр. личностью выступает рационально непреднамеренным актом. А. к. раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобр. формы. Иконическая природа А. к. обусловливает то, что они явле ны в сознании как архетипич. образы, изобр. черты к-рых о тределяются культурной средой и способом метафорич. репре. ентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные Л. к. и этнич. А. к. (этнокультурные архетипы). Универсальные А. к. — укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, «золотого века» и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеч. существования. В культуре, понятой как «ненаследств, память коллектива» (Б.А.Успенский), А. к. выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные А. к. обеспечивают преемственность и единство обще культурного развития. Этнич. А. к. (этнокультурные архетипы) представляют собой константы нац. духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой нац. культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существ, образом определяющие особенности мировоззрения, характера, худож. творчества и истор. судьбы народа. В герм, духовности Юнг выделяет архетипич. образ Вотана — «данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, к-рое особенно присуще немцам». Как о рус. этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах «града Китежа» или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как «отзывчивость» или «открытость», как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах в сгущенном виде представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть рез-т превращения этнич. истории в базовые модели этнич. культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый истор. контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть «шаг в прошлое», возвращение к архаич. качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности нац. культуры.
А. к., оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообр. формах: в мифолог, образах и сюжетных элементах, в религ. учениях и ритуалах, в нац. идеалах, в химерах массовых психозов и т.д. Наиболее подробно изучены проявления А. к. в сновидениях, фантазиях и фобиях (Культурология психоана-литич), а также в лит. творчестве (М.Бодкин, Ж.Дюран, Е.М.Мелетинский, Н.Фрай и др.).
Лит.: Аверинцев С.С. «Аналитич. психология» К.-Г.Юнга и закономерности творч. фантазии // ВЛ. 1970. № 3; Он же. Архетипы // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. М., 1980; Панченко A.M., Смирнов И. П. Метафорич. архетипы в рус. средневек. словесности и в поэзии нач. 20 в. // ТОДРЛ. Вып. 26: Древнерус. лит-ра и культура XVIII-ХХв. Л., 1971; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995; Архетип: Культуролог, альманах. Шадринск, 1996.

Статьи по теме:

Автор:  Забияко Андрей Павлович

Возврат к списку

 
вверх
На главную Поиск Контакты Карта сайта
Теги
СМЕХ ЖЕРТВА ИРОНИЯ ПРАВДА МЕЩАНСТВО КРАСОТА ОБРАЗ ИКОНА ТВОРЧЕСТВО НООСФЕРА ПОШЛЫЙ ДИАЛОГ СУДЬБА ЭКЗИСТЕНЦИАЛ ЧИСЛО УТОПИЯ ПУТЬ ФОЛЬКЛОР ЗАКОН ТЕНЬ ОДИНОЧЕСТВО МИФ ИСКУССТВО ПРИРОДА ИГРА КУЛЬТУРА ТЕЛО ОГОНЬ Символизм МЕТАКУЛЬТУРА БУДУЩЕЕ ПОЧВА СОЦИАЛИЗМ КОМИЧЕСКОЕ СИМВОЛ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ МИФОЛОГЕМА СОН ХРОНОТОП РОДИНА ЗАПАД СЕРДЦЕ ЦЕННОСТИ СТЫД ЗЕМЛЯ КОНТРКУЛЬТУРА МОРАЛЬ ЧЕСТЬ ПОШЛОСТЬ ВОДА ЛОЖЬ СИМВОЛ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ ТОТАЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ УНИВЕРСАЛИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ МИР КАК ЦЕЛОЕ КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ КОСМОС и ХАОС ДУХОВНЫЙ-ДУШЕВНЫЙ
 
 
Веб-проекты РХГА
Православие, католицизм

Философская библиотека Cредневековья

Библиотека по антропологии

Философская библиотека Ренессанса

Библиотека серии "Русский Путь"

Русская идеология

Русская мысль

 
 
© РХГА, 2007-2009 гг.